Заметки на салфетках. Как не давать советов клиенту?

Как не давать советов клиенту?

Салфетка десятая

 Просматривая комментарии к статьям и урокам, обнаружила вот такую новую запись к давней статье:

Тоня Джал says: 22 Февраль 2012 at 11:43

Как всегда – спасибо за ценный материал.  Может у Вас есть какая-то “фишка” чтобы не “искуситься” на раздачу советов? Или, как наиболее эффективно совет перетрансформировать в элемент ведения?

Хочется разобраться, что за советы нельзя давать клиенту? Или точнее, в какой форме нежелательно давать советы клиенту? Потому что, по большому счету, советы мы даем, но даем таким способом, чтобы они не были восприняты как совет.

Итак, тот обычный совет, который крайне нежелательно давать – это прямое сообщение клиенту, что ему надо сделать, чтобы исправить ситуацию. Именно таким способом советуют нам все окружающие, вплоть до продавцов в магазине.

И при этом  человек нередко сам запрашивает такого совета. А потом ему не следует. Или обижается на дающего совет, что тот «плохой» совет дал.

При этом само содержание совета, как правило, тут не при чем. Обычно, это вполне добротные советы, и правильные  (если, конечно они не содержат предложение пойти и «надраться»). И если следовать эти советам, то можно было бы разрешить ситуацию.

А вот как раз следовать не получается. Что-то мешает, что-то не складывается, где-то тормозит. Не получается и все.

Зато получается хорошо обвинить дающего совет: «Ты мне плохой совет дал, у меня теперь все еще хуже, чем было». Конечно, дававшему совет это обидно. Он и на самом деле дал хороший, работоспособный  (в его ситуации) совет.

Ключевые слова  тут – «работоспособный в его ситуации». То есть для дающего совет и на самом деле этот способ действий работает. И это хорошо. Это значит, что совет действительно хороший.

Но, почему же он не работает в ситуации запросившего совета?

Ответ очевиден. Получивший совет не обладает необходимыми для выполнения рекомендованного способа действий навыками, поведением, способностями, у него другие убеждения, которые мешают ему следовать совету, у него, наконец, другая ситуация.

И, тем не менее, советы приходится давать. Потому что у человека, попавшего в затруднительную ситуацию, как правило, фокус внимания сужен. Он, если можно так выразиться, уперся «лбом в проблему и не видит ничего дальше своего носа».

Необходимо показать ему, что есть возможности решить его задачу, помочь расширить взгляд на ситуацию, помочь найти решение. То есть оторвать от созерцания собственного носа и заставить посмотреть вокруг.

Только форма подачи совета  должна быть особая, такая, чтобы совет ему подошел, у него были возможности  последовать этому совету.

И еще нужны дополнительные действия, которые помогут человеку найти собственные ресурсы для  выполнения совета.

А сам совет становится задачей, которую и решает человек. Самостоятельно решает, а психотерапевт ему помогает эту задачу решить.

Какие же способы может использовать консультант, чтобы дать совет, который не будет советом?

Способ первый.

Используем приемы эмпатического понимания и ведения. Терапевт говорит примерно следующее:

«Позволь, дорогой клиент, мне на минутку побыть тобой и пофантазировать, что бы я мог сделать на твоем месте»

Далее психолог говорит именно тот совет, который, как он считает, был бы полезен его клиенту, но в форме Я-высказывания:

«Если бы я был тобой, то я, Вася Пупкин (имя клиента), стал бы делать так-то и так-то. Это дало бы такие-то результаты. Для этого мне бы потребовалось  то-то и то-то. И я, Вася Пупкин,  поставил бы себе такую цель». И так далее, находясь в контексте запроса клиента.

Клиент все это выслушивает, и при этом остается свободен в своем решении. Совет ему не навязывается, а предлагается как вариант, если он ему не подходит, то он просто ему не последует. И чувства при этом останутся сохранными.

Условия терапевтического контракта соблюдены. Терапевт ведет процесс, клиент определяет результат.

Способ второй.

Продолжаем использовать приемы эмпатического понимания и добавляем элементы метафоры, или рассказывания историй.

Терапевт рассказывает клиенту несколько историй про разных людей, у которых были аналогичные или похожие ситуации, и как они, какими способами с этими проблемами справились.

Истории строятся по принципу подобия ситуации клиента. То есть, используем определенное сходство героев историй с клиентом. Кто-то подобен по возрасту и полу, например, у кого-то похожий состав семьи, у кого-то такие же чувства как у клиента.

Лучше всего работают истории про бывших клиентов данного терапевта. Это добавляет доверия к терапевтическим методам, и уверенности, что если те люди справились, то и я справляясь.

 

Опять выбор за клиентом. Возможно, он сразу решит какой способ ему подходит, а возможно, отвергнув все, найдет свой. Или даже может быть отсроченный результат, то есть сразу выбора не будет, но рассказанные истории будут продолжать работать. Но через какое-то время клиент решит свою проблему практически самостоятельно.

Способ третий.

Используем бытовой принцип: «Чужую беду руками разведу», а также один из важнейших приемов  психотерапии «Посмотри со стороны».

Терапевт организует взаимодействие клиента как бы с его двойником – независимым наблюдателем. Этот наблюдатель не завязан на проблеме клиента, он беспристрастен. безоценочно относится к тому, что происходит  с клиентом. Он смотрит со стороны на проблему, с которой пришел клиент. И со стороны ему очень хорошо понятно, что именно надо сделать клиенту, чтобы ситуации разрешилась.

С этой позиции беспристрастного наблюдателя и дается совет клиентом самому себе. Таких советов должно быть как минимум три. Потому что, даже давая советы самому себе из позиции наблюдателя, клиент как бы забывает о некоторых своих ограничениях. И, только когда опять оказывается на своем месте, то есть в позиции жалующегося клиента, может понять, насколько эти советы самому себе ему подходят.

Терапевт в это время помогает сформулировать и корректирует те советы, которые придумывает наблюдатель. Если дело идет очень туго, добавляет другие способы, эмпатического понимания и рассказывания историй.

Когда клиент выбирает наиболее подходящий ему совет, то дальше уже дело техники определить, что ему надо сделать, есть ли необходимые возможности, и составить план действий.

Это только три приема из арсенала терапевта, который превращает советы в инструмент работы, так что искушайтесь на советы, только преподносите их терапевтическими способами.

И советы собирать полезно. Хорошо иметь коллекцию хороших советов на разные случаи и ситуации. Это расширяет опыт самого терапевта, помогает ему легко подбирать разные алгоритмы поведения  для историй и эмпатического понимания.

 

Комментарии к записи " Заметки на салфетках. Как не давать советов клиенту?"

Посмотреть последние комментарии
  1. Спасибо, очень полезная статья. Мне стало ясно, как это делать. В своей практике я часто не находила другого способа, кроме как в духе поведенческой терапии – направить клиента на “истинный путь”. Но это точно, что клиент редко следовал совету, не находя нужных ресурсов и главное так и не догоняя, зачем ему нужно так поступать. Встать на место клиента, сочинить метафору/случай или дать клиенту возможность посмотреть на себя со стороны – отличные возможности для психотерапевта дать “прочувствовать” клиенту свою проблему и способы совладания с ней. Ещё раз спасибо за ценный “совет для психолога”.

  2. Спасибо! Полезная и интересная статья! Успехов Вам, Лена и Лиля!

  3. Спасибо! Статья интересная и полезная. Но . . . “суха теория,… а древо жизни пышно зеленеет.” Теоретически всё просто, на практике всё сложнее. Даже для себя третий способ, который понравился большинству, не смогла применить. Не просто отключиться, подняться над проблемой, ситуацией. Как же не просто это сделать клиенту.

  4. Статья очень полезная, спасибо. А если у клиента совсем сложно с выражением чувств? Он настолько привык не показывать свои эмоции, да и работать с образами не получается (настолько “внутренний контролер” силен, что вообще не дает образами мыслить), как до такого лучше достучаться? С одной логикой, которая движется в рамках определенного туннеля, работать сложно. Как его из этого туннеля вывести?

  5. Любимые методы? Хи-хи!
    Люблю “кухонного терапевта”. Когда клиент из отстраненной позиции сам себе советует. А потом очень удивляется, почему не мог придумать никаких новых решений, когда был внутри ситуации.
    Очень сильный метод.
    Люблю рассказывать истории: была у меня клиентка…
    А уж дублировать как люблю! В духе: “Я Вася Пупкин сейчас чувствую…, понимаю… и хочу…
    Все зависит от клиента и внутреннего куража терапевта.

  6. Любимые методы…
    Я использую те, которые лучше всего сработают в данной ситуации с данным конкретным клиентом.
    И тут уже не разбираю как-то свое отношение к этому методу. Лишь бы он помог.
    Что толку, если я буду пытаться работать с помощью метафоры с человеком, которому недоступны совсем или плохо понятны образы и аналогии? Поэтому, как бы я не любила метафору, я поищу другой путь и другой способ помочь ему.
    Мы и обучаем потому многим разным видам психотерапевтической помощи, чтобы можно было помогать разным типам людей, художественным, рациональным, интуитивным, эмоциональным и т.д.

  7. …А, кстати, Лена и Лиля, какие Ваши любимые и часто используемые методы по этой теме? И нормально ли иметь любимые методы? Терапевтические “клише” это хорошо или…

    • Очень интересный вопрос.С удовольствием почитаю ответ профессионалов.

  8. Спасибо за статью-ответ. Вторым способом пользуюсь часто и с удовольствием. И, комментируя вопрос Сергея, могу сказать, что когда есть большой практический опыт, то ничего и придумывать не надо, эти примеры (в качестве иллюстрации) всплывают сами собой, если ситуация анналогичная. Если же ситуация надуманная – может не сработать…тут уже идет речь о собственных чувствах терапевта и их силе. Разве что школу актерского мастерства имеешь за плечами:-)…Первый метод мне кажется не всякому клиенту подойдет, иногда использую, хотя надо поупражняться…А вот третий – особенно понравился, именно 3 совета самому себе – супер! Обязательно использую. Благодарю, счастья, здоровья, богатства!!!

    • А если нет за плечами практического опыта.Как быть?

      • Практический опыт приобретается во время обучения в группе, где вы прорабатываете и учитесь на своих собственных проблемах и проблемах ваших одногруппников.
        И, конечно, можно рассказывать истории, используя и чужой опыт, почерпнутый из книг, кинофильмов, рассказов коллег, друзей. Правда, написать хорошую метафору достаточно сложно. Это довольно высокий уровень владения психотерапевтическими знаниями.
        Поэтому проще рассказать о своей собственной работе с аналогичными ситуациями.

  9. С первым способом всё понятно,а вот ко второму есть вопрос.
    История может быть выдуманой терапевтом?

    На мой взгляд третий способ самый лучьший т.к. поциэнт сам себе даёт варианты выхода из ситуации.
    И возможно в следующей ситуации он самостоятельно сможет найти выход.