Урок восьмой. Раппорт и терапевтическая сессия. Часть II.

Возможно, читая нашу рассылку, Вы уже в нетерпении ожидаете, когда же мы перейдем, наконец, к рассмотрению методик терапии? Ведь именно им обучают в первую очередь на семинарах. Ответ наш такой: мы считаем, чтобы вы могли успешно работать с любой методикой, сначала надо научиться базовым навыкам, которые вам помогут вести сессию. Даже если вы не владеете продвинутыми методами и технологиями.

С помощью тех приемов, которые мы уже Вам описали, и которые, как мы надеемся, Вы освоили, наши студенты решают достаточно серьезные проблемы. Решались проблемы сложных взаимоотношении в семье, с мужем, с детьми, с родителями. Люди избавлялись от таких чувств, отравлявших им жизнь, как ревность, страх, обида, недоверие и т.п.

Удавалось даже решать вопросы с излишним весом и вредными привычками. И многие-многие другие задачи вполне разрешимы только с помощью базовых навыков психотерапии.

Именно поэтому мы уделяем этому блоку достаточно серьезное внимание, как в очном обучении, так и на страницах нашей рассылки.

Нами отмечена даже такая тенденция развития психотерапевтического мастерства. Изначально базовых навыков начинающему терапевты кажется недостаточно, и он с жадностью поглощает все новые и новые методики. Но вот, методик набрано уже очень много, и поднаторевший в терапии студент неожиданно для себя, начинает в большей степени использовать не методики и технологии, а простые базовые навыки. И работает очень успешно, не отбрасывая, конечно, возможности применять  и методики при необходимости.

В любом случае, вне зависимости от того, какими приемами или технологиями вы пользуетесь, сессия, после постановки цели, перерастает в свою следующую фазу.

Этап третий. Процесс и процедуры терапии.

Этот этап и простой и сложный одновременно. Простой – потому что уже самая главная работа выполнена, цель терапии определена, и осталось ее достичь, используя известные терапевту методики и приемы.

Сложный – потому что к одной и той же цели можно прийти разными путями, и терапевту предстоит сделать выбор, каким путем пойти. И провести процедуру так, чтобы  было как можно меньше возвратов на исходную точку для выбора другого пути. Хотя это тоже полезно легко замечать, что терапия пошла не в ту сторону, и свободно перемещаться по всему дереву сессии.

Терапевт для себя определяет свой, терапевтический эффект. Этот эффект, или результат терапевта не всегда совпадает с тем результатом, который хочет достичь клиент. Однако, приводит к  достижению той же цели. Терапевтический результат связан с изменениями в психических процессах. Это и помогает клиенту обрести необходимые ресурсы  для решения своей проблемы.

Обладая знаниями о закономерностях работы психического, и присоединяясь к клиенту, терапевт время от времени как бы подталкивает его в нужном направлении. Тут опять используются приемы ведения после следования, парафраз, эмпатическое понимание. Продвижение клиента по пути к результату терапевт оценивает, чаще всего, калибруя его текущее состояние.

Большое значение придается отреагированию негативных эмоций клиента. Это помогает высвободить энергию для появления нового взгляда и новых ресурсов для решения проблемы.

Пример. Клиентка Л. постоянно жаловалась на свою соседку. Называла ее исключительно грубым именем «Нюрка», использовала другие эпитеты, отражающие ее негативное отношение. Была поставлена цель, которую хочет достичь Л.: научиться разговаривать с соседкой, не испытывая такого раздражения, спокойно. Во время терапии клиентку внимательно выслушивали, разделяя ее негодование по поводу поведения соседки.

Когда негативные эмоции пошли на спад, терапевт аккуратно стал обращать внимание Л. на положительные стороны поведения «Нюрки». Теперь Л., освободившейся от груза негатива, в буквальном смысле закрывавшего ей глаза, смогла увидеть эти положительные стороны. Конечно, работа проводилась не один раз, так как эмоций накопилось достаточно много. Однако терапевт имел в виду свою терапевтическую цель – изменить образ восприятия клиенткой соседки с негативного на нейтральный и, возможно, на позитивный.

 Постепенно наполняя образ соседки позитивными чертами, терапевт и проводил изменения в образе восприятия. Это и был терапевтический эффект, который был нужен терапевту для уверенности в успешности проделанной работы. Соответственно, Л. перестала смотреть на соседку только с отрицательной стороны и замечать ее недостатки. Это привело к изменению в общении, изменению отношений, а в дальнейшем эта же соседка даже передала клиентке свою очередь на новую квартиру! Л. получила свой результат и даже больше, чем запрашивала.

Важно отметить, что если при выслушивании и следовании за негативными эмоциями, терапевт больше сочувствует и сопереживает клиенту, то на этапе позитивного наполнения больше нужна поддержка.

Этот процесс отражает естественное чередование эмоциональной жизни любого человека, смена полюсов эмоций. Терапевт лишь усиливает и поддерживает их, ограничивая рамками проблемы.

Этап завершается, когда все эмоции исчерпаны, и когда клиент  переходит в состояние равновесия, в спокойное состояние.

Небольшое задание.

Разговаривая с  кем-либо о его проблемам, проследите, как идет динамика смены эмоций. Помогайте выслушиванием вычерпать негативные эмоции, угнетающие Вашего собеседника. Поддерживайте его позитивные находки. Ни в коем случае не советуйте! Это неприменимо в психотерапии.

Человек должен сам  найти способ решения своей проблемы. Тогда его результат будет зависеть от него и устойчиво войдет в его жизнь. Следуйте за собеседником, применяя парафраз, эмпатическое понимание. Ведение используйте тогда, когда хотите обратить его внимание на найденные ресурсы.

О том, как завершить процесс терапии, мы поговорим в следующий раз. Далее мы с Вами рассмотрим некоторые теоретические положения клиенто-центрированной терапии Карла Роджерса, и изучим другие базовые приемы, навыки и методики.

Комментарии к записи " Урок восьмой. Раппорт и терапевтическая сессия. Часть II."

Посмотреть последние комментарии
  1. Спасибо!

  2. Как всегда – спасибо за ценный материал…Может у Вас есть какая-то “фишка” чтобы не “исскуситься” на раздачу советов? Или, как наиболее эффективно совет пере-трансформировать в элемент ведения?