Урок пятнадцатый. Ответственность клиента при формулировании цели.

25 Sep 2013 | Comments Off on Урок пятнадцатый. Ответственность клиента при формулировании цели.

Урок пятнадцатый. Ответственность клиента при формулировании цели

Люди не любят меняться. Значительно приятнее, если все меняется вокруг по мановению волшебной палочки, а мне самому остается  только наслаждаться плодами этих изменений.

Тем более трудно признать самому себе, что я сам являюсь источником своих проблем.

Мы уже рассмотрели с вами, как сложно соотнести действие и желание. Желание хочет одного, а действие происходит прямо противоположное. Так же и с ответственностью. Чтобы принять ее на себя, надо действовать, причем самому, менять что-то в себе. А это не очень приятно и порой просто трудно.

Если бы люди начинали действовать сразу, как только появились признаки возникновения трудной ситуации, то и проблем бы не возникало!

Однако, инерция очень велика, и человек продолжает закрывать глаза на поступающие сигналы, пока  на него не обрушивается буквально лавина проблем.

Потому терапевту очень важно донести до понимания клиента, что он не только сам ответственен за возникновение проблемной ситуации, а и сам может разрешить ее. Только надо начать действовать.

Терапевт проверяет цель по двум, как минимум, основаниям.

Первое – подконтрольна ли цель самому клиенту? Есть ли у него возможности для ее достижения?

Второе – если цель клиенту не доступна, то есть ли у него способы так повлиять на ситуацию, чтобы цель была достигнута?

Рассмотрим первый вариант.

Человек пришел и жалуется на то, что его чувство гнева не дает ему спокойно общаться с близкими и т.п. В результате он чувствует себя очень плохо и просит терапевта избавить его от чувства гнева.

Вы, скорее всего, услышите такую формулировку: «Я не хочу сердиться на своих близких.»

Теперь давайте представим, что будет, если вы обучите его не испытывать это чувство. Скорее всего, на его место придут другие, не менее неприятные чувства: бессилие, обида, отчаяние.

То есть мы поменяли шило на мыло.

Задача же терапевта, не просто избавить, а научить человека управлять своими  чувствами.

Если чувство гнева будет подконтрольно нашему клиенту, то его появление поможет ему разрешить целый ряд проблемных ситуаций, возникающих в его жизни.

То есть здесь важно сделать человека ответственным за любые проявления психического, которые у него возникают.

Как это сделать? Прежде всего, найти все то полезное, что дает такое поведение, даже если на первый взгляд оно кажется совершенно нерациональным.

Приняв полезное предназначение своих чувств, своего поведения, человек сможет этим поведением управлять. Это будут уже не враги его, а союзники.

И, уже тогда мы можем искать, что будет адекватной заменой тому чувству гнева, на которое жаловался наш клиент.

Понимание себя приведет к тому, что человек научиться другому поведению в данной ситуации, а, значит, у него будут другие чувства и последствия.

Какие именно чувства, тоже требует уточнения.

Формулировка цели в этом случае будет такая: «Я не хочу сердиться на своих родных, и хочу спокойно и уверенно заявлять о своих правах».

Вариант второй. Если цель не зависит от клиента, то что делать?

Например, в вышеприведенном примере с непослушным ребенком. На первый взгляд, надо менять ребенка, обучать его другому поведению, другим способам общения и прочее. Именно этого и хочет от терапевта мама.

Реально ли это? Конечно, нет.

Здесь терапевт проверяет, есть ли способы влияния на  другого человека у самого клиента.

Основной вопрос: «Можешь ли ты как то повлиять на своего партнера, чтобы получить желаемое?»

Если такие способы есть, то именно к ним и идет движение, именно к ним помогает найти доступ психотерапевт.

А вот если нет, то клиенту  помогают изменить отношение или чувства по поводу ситуации.

В приведенном примере с мамой, терапевт, скорее всего, легко найдет другие способы поведения у мамы, которые помогут ей наладить контакт со своим ребенком. Конечно, это не будет простой путь, придется менять уже устоявшиеся многолетние стереотипы. Но можно не сомневаться, что мама умеет спокойно разговаривать, умеет объяснять, да многое что умеет, что и поможет ей наладить общение.

А в тех случаях, если влиять никак не удается, или способы влияние слишком затратны, или, по большому счету, не нужны клиенту, то терапевт помогает изменить отношение к проблеме. То есть меняются чувства. А чувства уже подконтрольны человеку.

 

Небольшое задание. Напишите 10 целей, которые вы хотели бы достичь. Сформулируйте их так, как сразу приходит на ум. Просмотрите, все ли они сформулированы позитивно, и, действительно, находятся под вашим контролем?

Измените формулировки там, где необходимо.

Что вы чувствуете, когда вы понимаете, что сможете достичь этой цели, что вы ответственны за ее достижение?

Возможно, некоторые цели окажутся достижимы сразу, а над некоторыми надо будет поработать. В любом случае, это уже в ваших силах.